Строгому вниманию публики - текст о группе, который хотелось написать ЛИЧНОСТНО. Энциклопедий по данному вопросу хватает... А мне хотелось подать то главное, что ценно для меня в музыке Camel. Знаете, если бы меня спросили, дискографию какой группы я бы взяла на необитаемый остров, при всей моей сумасшедшей любви к Yes, Genesis и UK, все же первое, что пришло на ум - именно Camel. И вот почему... 

Camel (UK) 

Классический арт-рок «платинового» калибра. Не яркое золото, что блестит, но чуть ли не еще боОльшая драгоценность! Совершенно волшебная... Дело в том, что удивительно мелодичная, теплая, и светлая музыка этой группы «раскрывается» не сразу, но уже вскоре покоряет навек. Гениальная простота плюс что-то мистическое, и – уникальный момент! - ярко выраженный терапевтический эффект, что проверено и подтверждено многими людьми. Нет ничего более целебного, чем чашка свежесваренного какао под музыку Camel… Или вот – лежишь, бредишь, музыка играет негромко, кемаришь, диск закончился – стало легче, температура упала… 
Почему так? Видимо, на израненную психику так действует мелодика, мягкий, где-то гипнотический вокал и гитара Andy Latimer-а. Энди Латимер – композитор, аранжировщик, гитарист и вокалист своей группы (а также флейтист, а порой даже клавишник и басист). Вообще, эмблема Camel, которую мы видим на официальном сайте группы, навеяна не столько табаком, сколько характером, и почти портретным сходством с лидером группы – ну типичный такой флегматичный верблюд! Веки чуть опущены, но, кажется, он улыбается… В ранних работах 70-х - чуть больше экспрессии (встречаются «хардовые структуры», позже – еще и «приджазованность»), но узнаваемая гениально простая мелодика характерна и неизменна везде и всегда. Композиторский вклад «брата по цеху» - клавишника Питера Барденса (Peter Bardens), конечно, несомненен. Но именно эту гитару узнаешь безошибочно – как и эту душу. Флейту также относят к «визиткам» Camel.

 

 

Более поздние альбомы – более «философские» и даже более совершенные, без всяких скидок на возраст и «плохие годы для арт-рока» в эпоху хип-хопа. Из трех последних на сегодня студийных работ группы каждая последующая лучше предыдущей!

Мои любимые альбомы - 1974 - "Mirage" , 1976 - "Moonmadness" , 1978 - "Breathless" , и… два последних на сегодня альбома: 1999 - "Rajaz" (от корки до корки красивейший альбом), и наилюбимейший 2002 - "A nod & a wink". Это альбом – посвящение ушедшему в вечность Барденсу, причем, - уж простите, - и тут проявилась натура Лэтимера. В одном из интервью он, сказав о своей печали по другу, смиренно подитожил: «что ж, теперь мне придется писать еще и клавишные партии». Да уж, трехгорбый… Вообще, альбом слушается как Прощание – не зная информации, я это «почуяла» сразу. Однако не бойтесь – это вовсе не фатальный альбом-реквием ! Понятно, что все отмечают композицию «For Today» о событиях 11 сентября 2011 года в США, но как не заметить, что песня Fox Hill – самое удачное изо всех «трибьютов» подражание Genesis – Foxtrot?! Ведь там даже манера пения Peter Gabriel-а «сыграна». С «русским» «р-р-р»! Эдакий реверанс братьям по цеху, но – в рамках своей вселенной красоты. Там не только все истинно Camel-овское, - душа и мелодии, несравненная гитара – истинный бальзам на уши, - но и масса моментов настолько тонко и умно продуманных, что хоть в «Гринвич» заноси! Эталон. Вообще, Camel я бы отнесла к «арт-минималистам»: особенно в последних альбомах, чудесная сбалансированность и продуманность звуков и партий, и потрясающие аранжировки минимумом инструментов. Там нет такого, как у Yes и King Crimson, когда куча партий идет встык и в какой-то момент ты «врубаешься» и «улетаешь». У Camel – просто таешь. От этой запредельной мелодики, искренности и лирики, в музыке и стихах. Фраза из текста песни, написанного Латимером (да, он еще и стихи пишет) из альбома «Rajaz» выражает «его все»: «… Когда я был маленьким, мы с братом днем и ночью слушали музыку по радиоприемнику – она шла к нам по воздуху со всего мира… Прошло много лет, все поменялось, но до сих пор, когда я слышу звук гитары, у меня перехватывает дыхание, - он идет прямо к сердцу». Соло, маэстро Латимер! 


P.S. Лечебный эффект этой музыки отмечают многие. И – небеса, какая грустная ирония, - несколько лет тому году выяснилось, что начиная с 80-х Лэтимер очень тяжело болел, и ему делали ряд сложнейших операций, последовал долгий период реабилитации... Я думаю, он действительно отдавал себя - видимо, включая даже "неприкосновенный" запас собственной жизненной кармической энергии. И как же мы счастливы, что летом 2011 маэстро снова записывал соло - для композиции «Masquerade» из альбома David Minasian "Random Acts of Beauty". А что же упоминающийся порой новый альбом Camel? Увы, пока что новостей из любимого каравана нет, и это, видимо, уже неплохая новость. 
…Боже, храни Энди Лэтимера! 

Оригинальная статья публикуется впервые, с разрешения автора для данного ресурса. 

Автор: Ольга Потехина (DPRP, InRock, Progressor)