Юрий поднимает вопрос о прогрессе, который удалил звук от аналоговости. Хотя ему было интересно мнение кастета, я наберусь наглости, будет длинный пост.
"Инженерный" подход технарей понятен, как и романтический у сторонников чистого аналога.
На этот счёт сам сложил давно мнение, а сейчас спросил у искусственного интеллекта, что его нейромозги думают о преимуществах мультибита, искажениях и точности современных измерений.
...Это (измерения) охватывает большинство объективных аспектов воспроизведения звука. Например, мультибитный ЦАП может показывать немного более высокий THD (например, 0,002% против 0,0005% для дельта-сигма), но оба они неслышимы для человека в контролируемых тестах.
Пределы измерения против восприятия тембра.
Тембр — тональный «окрас» или характер звука — это сложный психоакустический феномен, а не просто функция амплитуды, частоты или искажения в изоляции. Вот где измерения достигают потенциальных пределов:
Тонкие нелинейности: хотя THD и IMD улавливают явные искажения, они могут не в полной мере характеризовать, как искажение взаимодействует с человеческим восприятием. Например, гармоники низкого порядка (2-я, 3-я) могут звучать «тепло», а гармоники высокого порядка (7-я, 9-я) — «резко», даже при том же уровне THD. Измерения не взвешивают это субъективно.
Временные эффекты: тесты импульсного отклика показывают пред- и постзвон фильтров, но они не полностью объясняют, как эти артефакты микросекундного уровня изменяют воспринимаемый тембр. Аудиофилы могут услышать «размывание», которое не очевидно на графике.
Маскировка и мозговая обработка: человеческий слух не линейный — психоакустическая маскировка (когда более громкие звуки скрывают более тихие) и когнитивная интерпретация играют огромную роль в тембре. Измерения не учитывают это динамическое взаимодействие.
Системные взаимодействия: выход ЦАП взаимодействует с усилителями, динамиками и акустикой помещения. Тонкие сдвиги тембра могут возникать из-за этой синергии, а не только из-за ЦАП, и лабораторные тесты изолируют компоненты таким образом, как это не происходит при реальном прослушивании.
За пределами слышимого диапазона: некоторые утверждают, что ультразвуковое содержимое (>20 кГц) или инфразвуковые колебания (<20 Гц) — неслышимые напрямую — могут косвенно влиять на восприятие тембра.
Что-то потеряно?
Да, потенциально. Хотя приборы могут обнаруживать искажения на уровнях вроде -140 дБ, они не «слышат» так, как люди. Например:
Крутой фильтр дельта-сигма ЦАП может измерять совершенно ровно, но заставить слушателя воспринимать «колючие» высокие частоты из-за фазовых сдвигов.
Небольшая нелинейность многобитного ЦАП может быть зарегистрирована как 0,001% THD, но при этом быть описана аудиофилом как «пышная» или «текстурированная».
Слепые тесты (например, ABX) часто показывают, что слушатели не могут надежно различить ЦАП с похожими характеристиками, предполагая, что эти тембральные различия могут быть плацебо или обусловлены контекстом. Тем не менее, продолжают поступать отдельные сообщения, намекающие на то, что наши инструменты могут упускать из виду, как субъективно взвешиваются искажения.
Из-за возможностей инструментов?
Не совсем. Современное оборудование может измерять за пределами человеческих возможностей, например, уровень шума на уровне -150 дБ, когда слух останавливается на уровне -120 дБ относительно пиковых уровней. Проблема не в возможностях, а в релевантности: у нас нет полной модели для сопоставления необработанных данных (например, всплеска джиттера 0,1 мкс) с «тембром, который кажется не таким». Исследователи изучают это с помощью продвинутых психоакустических моделей, но они все еще несовершенны.
Итог
Измерения фиксируют сигнал, но тембр — это опыт. Незначительные искажения могут существовать в серой зоне, где инструменты видят все, но не могут расставить приоритеты в отношении того, что важно для восприятия. Аудиофилы могут быть правы, когда говорят, что многобитный ЦАП «звучит более естественно», чем дельта-сигма, даже если разница не кричит на графике FFT. Речь идет не столько о неспособности инструментов, сколько о том, что мы не полностью преодолеваем объективно-субъективное разделение.
Там есть какой-то буклетик, но это не тот случай. Код вымышленный.
Как и лейбл, тоже придуманный.
Yanni – Century Collection (3 HQCD) German VInyl Records
(30-03-2025 14:49)zick писал(а): Удивительная уверенность в своей правоте...
В то время Ямахи стояли везде, как и Ауратоны - закрытый ящик с ранним спадом на НЧ. После контроля баса на больших лопухах, эти самые Ямахи, ввиду отсутствия послезвучий на НЧ, давали возможность услышать как сшит НЧ диапазон с миксом. Но ввиду раннего спада, начиная с 200 Гц, получалось, что верхний бас, все-таки, добавляли. Ведь тональный баланс фонограммы строится исходя из субъективного восприятия звукорежиссера через контрольные АС. В период массового использования этих Ямах, звучание фонограмм и имеет явно выраженную отдачу на верхнем басе, и тем более, эта студия, если верить вашему примеру, являлась законодателем моды. Вот и наявлялись )))
(30-03-2025 14:49)zick писал(а): И разберитесь , что такое динамика, крест-фактор...
(30-03-2025 18:32)kastet78 писал(а): В то время, Ямахи стояли везде
Коллега. Спасибо за лекцию. Вы назвали ролик крест-фактор, неясно почему.
Есть три похожих метода определения динамичности записи.
Crest-factor это разница между средней и пиковой амплитудой.
DR, который в основном используют аудиофилы - это разница между среднеквадратичной и пиковой, со сложной выборкой.
LRA - определяет среднюю воспринимаемую человеком громкость, диапазон без учёта части пиков и тихих фрагментов.
(30-03-2025 18:53)zick писал(а): Спасибо за лекцию...
Пожалуйста. Только не пытайтесь увести тему куда-то далеко от именно этой обсуждаемой фонограммы, где причесывание этой одиночной волосни хуже не сделало, а лишь освободило пару-тройку дБ динамического диапазона для общей громкости.
(30-03-2025 18:32)kastet78 писал(а): эта студия, если верить вашему примеру, являлась законодателем моды.
Не нужно мне верить. Можно просто загуглить SAW Hit Factory. Это если вы пропустили конец 80-х начало 90-х, совсем. Все эти синти попы они и делали, МТВ начиналось и заканчивалось на бананарамах и ю спин ми раундах. У них звук был одинаковый на всём, я его наизусть знаю с тех лет, где горбы и зачем. Работал тогда, за пультом, ездили по стране с автошоу под музыку. Тема этой фонограммы уже всех достала. Посмотрите ещё раз на скрины из плагина воксенго спан, пост 1609. Может, рассмотрите.Я дальше не обсуждаю. Сорри.
А другие брали с них пример и делали так же. Какой контроль - такой и звук. Один чуток панч поднавалил, другие повторили. А потом обсуждаем несостоятельность ремастеров, так как там, ввиду иного контроля, этот самый панч прибили... А может наоборот, вернули к норме?
Ну писал же, цитату из книги про них приводил. И фото выкладывал этой троицы на фоне Дженелеков с двумя 15-ками в каждом. Там контроль был на разных мониторах, мелких и огромных. Вам так важно переспорить? Так ладно, вообще ничего не понимаю в звуке и глуховат уже по возрасту.
Вы не понимаете суть контроля на разных системах. Их может быть и больше. Но ход АЧХ на верхнем басе и СЧ, с учетом громкости на разных системах, может быть схожим. Видели, Ямахи имеют задранные СЧ? Неужели, по вашему, это никак не влияет на тональный баланс? А этот диапазон в ремастерах тоже приподняли.
Все мы глуховаты, а некоторые ,- с самого детства. Но ведь опыт не пропьёшь! Помнят руки....
Вадим, спасибо за ИИ. Он повторил то, что многие стесняются озвучить- перед всем этим, были помпезные высказывания.
kastet78, с одной стороны вы заметили правильно- неравномерность АЧХ этих Yamaha NS-10 довольно большая. Но, вы же не звуковик и не работаете на этой студии. А их всё устраивало.
Мало того, если " завалить" диапазон СЧ, то что мы будем слышать? Бумканье и цыканье.
Самая слышимая ухом и информативная, это середина. Не будет середины, не будет музыки.
Вы сделалт для себя сами акустику. Плиз, если можно, расскажите на каких динах. Это без всякой под* бки. Хотя тема не про акустику.
Если таки вернуться к ЦАП, то самыми теплыми аналоговыми были первые мультибиты. Народ ещё помнил как воспроизводится аналоговый звук. И через каких- то 10 лет, решили удешевить производство и создали однобитные ЦАП. Они проще, не нуждаются в настройке при производстве, и технические характеристики лучше (теоретически). Но взамен былой аналоговости пришла детальность (колкость) и рафинированность звука. Во благо, или нет?
Да и ТТХ стали такими, что человеческому слуху эти характеристики уже недоступны. Цель? Зачем? Отношение С/Ш = 120db. Дин. диапазон = 144 db. ( у первых CD с TDA1540 С/Ш = 80 db, DR = 84db). Но ведь при всех этих теоретических неимоверных данных, есть реальное ограничение. Это сам CD. С его ограниченным DR , в котором "шумовой пол" подтягивается снизу к максимальному уровню записи. А уровень шума ограничен шумом исходника.
Можно сказать, что в этом случае технический прогресс не произвёл никакого прогресса.
Вот и получаем два цифро- аналоговых преобразования : одно, близко похожее на анслоговое- с мультибитным ЦАП, но менее детальное. И второе, с дельта- сигмой. Детальное рафинированное, с теоретически низкими шумами и большим динамическим диапазоном. Но более " ущербное по подобию к аналоговому звучанию".
Юра, не путайте колкость с детальностью.
Вернее, при несбалансированном звуке детальность воспринимается как "набор звуков, музыку не слышно". При сбалансированном все в порядке. И смотрите, почему.
Вы же понимаете, что на виниле записано не меньше звуков, чем на сиди? И хороший проигрыватель все их вытащит (не головка, а проигрыватель в сборе).
Но при этом звук может быть достаточно жесткий (слышал лично на полностью ламповом тракте), "как компакт-диск" (тоже лично слышал, с фоником EAR 834, если не ошибаюсь, тоже ламповым).
А может быть мягким, при большой детальности, на транзистором тракте в А классе. А может быть и виниловый мэджик на полностью цифровом тракте, с цифровым корректором (это вот щас у меня).
Но я знаю один секрет, в отличие от большинства