И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях.
|
Автор |
Сообщение |
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
    
Откуда: Харьков
Сообщений: 8 288
Репутация: 1273
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 14:39
У меня получилась интересная история с этим альбомом Э. Клэптона на CD. Сам покупал его на горбушке в 92 году, сразу после его выхода . То-есть, американский CD оригинал на Warner. Привез домой- звучание очень хорошее. Попросил приятель дать ему чтобы скопировать. Естественно дал. Вернул с неприятной царапиной, но читался . Естественно, я возмутился. Тогда мой экземпляр с царапиной мне заменил ( только сам диск) на аналогичный, но выпущенный в европе. И что стало некоторым сюрпризом, то что европейский диск воспрлизводится более "сухо", чем американский.
Это я к тому, что все одинаковые выпущенные CD, звучат одинаково ( по словам цифровых гуру) Цифра! При воспроизведении цифрового источника ничего не должно изменяться.
Прошло уже больше 30 лет. Поменял и этот разукомплектованный CD на нормальный. Есть вариант LP на двух пластинках. И есть фирменная МК. Конечно, звучание везде различное. Но на каждом носителе- достойное.
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
    
Откуда: Москва
Сообщений: 7 557
Репутация: 242
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
DeciBell
Участник
 
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 62
Репутация: 10
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 16:31
Уважаемый, Element, я же вежливо попросил, но вы не унимаетесь, буков много, а понимания - нет. Я могу очень много чего рассказать, но это не тема данной ветки форума! Мы будем обсуждать технологии и детали производства здесь или носители, как сопутствующие культурные феномены и их влияние на общество? Более строгий модератор уже "рубанул бы шашкой"
Хорошо, предполагаю, что за несколько постов я не получу штраф в том или ином виде.
Тогда "к азам", они идентичны в производстве любого CD или DVD, несмотря на их правовое происхождение:
При массовом коммерческом производстве компакт-диски изготавливаются штамповкой или прессованием, лазер применяется для вытравливания данных на стеклянном мастер-диске, покрытом светочувствительным материалом.
Нанесение фоторезисторного слоя. Круглая пластина из полированного стекла диаметром 240 мм и толщиной 6 мм покрывается слоем фоторезистора толщиной около 150 микрон, после чего обжигается при температуре 80°С (176°F) в течение 30 минут.
Лазерная запись. Лазерный самописец (Laser Beam Recorder — LBR) посылает импульсы синего или фиолетового света, которые засвечивают и размягчают определенные участки фоторезисторного слоя стеклянного мастер-диска.
Формирование мастер-диска. Обработанный стеклянный диск погружается в раствор гидрооксида натрия (едкого натра), который растворяет экспонированные лазером участки, формируя тем самым впадины в фоторезисторном слое.
Электролитическое формование. С помощью процесса, называемого гальванопластикой, ранее подготовленный мастер-диск покрывается слоем никелевого сплава. В результате создается металлический мастер-диск, получивший название родительского диска (father).
Разделение мастер-диска. Затем металлическая матрица отделяется от стеклянного мастер-диска. Она представляет собой металлический мастер-диск, который уже может использоваться для изготовления небольших партий дисков, так как матрица изнашивается очень быстро. Разделение мастер-диска зачастую приводит к повреждению стеклянной основы, поэтому методом гальванопластики создается еще несколько негативных копий диска (которые называются материнскими). Негативные копии мастер-диска впоследствии применяются для создания рабочей матрицы, используемой в процессе массового тиражирования компакт-дисков. Это позволяет штамповать большое количество дисков без повторения процесса формирования стеклянного мастер-диска.
Штамповка диска. Металлическая рабочая матрица применяется в литейной машине для формирования принципа отображения данных (впадин и площадок) в расплавленной поликарбонатной массе объемом около 18 граммов при температуре 350°C (или 662°F). При этом сила давления достигает примерно 20000 фунтов ( около 9 тонн ) на квадратный дюйм. Как правило, в современных термических штамповочных прессах на изготовление каждого диска уходит не более трех секунд.
Металлизация. Для создания отражательной поверхности на отштампованный диск посредством напыления наносится тонкий (0,05–0,1 микрона) слой алюминия. Защитное покрытие. Для защиты алюминиевой пленки от окисления на металлизированный диск с помощью центрифуги наносится тонкий (6–7 микрон) слой акрилового лака, затвердевающего под действием ультрафиолетовых лучей.
Конечный продукт. В завершение на поверхность диска методом трафаретной печати наносится текст этикетки или какое-либо изображение, также высыхающее под действием ультрафиолетовых лучей.
Чтобы понимать размеры. Штампер CD или DVD по размеру в точности - виниловый сингл “миньон”. Для начала работы на торце штампера наносятся метки, напоминающие стробоскоп, по ним матрицу перед началом процесса регулируют ( юстируют ) в пресс-форме ( Лоудер ). Обрезка готового диска производится в момент схлопывания частей пресс-формы, в зависимости от конструкции пресс-формы торцы диска могут быть закругленными или иметь острые кромки. Современные лоудеры могут вмещать 2-х или 3-х местные прессформы, в таком случае за один цикл сжатия мы получим 3 диска, а если быть точнее - 3 диска за 2,5 секунды.
(Отредактировал 17-07-2025 в 17:17 DeciBell.)
|
|
|
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 16:36
(17-07-2025 16:16)VeschiiOleg писал(а): R-DАT, скорее всего (48/16)
Он же на MTV выступал. Тогда там писали в аналоге на Бету. Могли, конечно, и в цифре, на D-1 в 48/20, но это вряд ли. Страшно далеки от народа были D-1. Так что скорее всего Бета. Ну а к пульту могли и цифрофон какой нибудь подключить, не знаю, рядом не стоял
Цитата: 662°F). При этом сила давления достигает примерно 20000 фунтов на квадратный дюйм. Я так понимаю, при наличии отсутствия метрической системы измерений, статья интернето-дёрнуто-переводная?
(Отредактировал 17-07-2025 в 16:40 operator.)
|
|
|
|
ZLoDAY
Ветеран
    
Откуда: Днепропетровск
Сообщений: 2 721
Репутация: 186
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 16:53
Цитата: Как и что печатают и на чём, я не знаю. Я не издатель, а потребитель. Это мне не интересно. Постом выше махал шашкой про золотые мишени и требовал огласить отличия от алюминиевых, намекая что более чем в теме что на чем печатается...
Странно. А что так ?
Цитата: Но получить "свой продукт" в хорошем качестве мне бы желательно. Что, хотя бы кто то спорил с этим ?
Цитата: Пиратские есть не только CD, но и LP . Про второе я прекрасно в курсе. Более того, оно наиболее выгодное в соотношении затрат. Но как то странно воспринимать со стороны такое "виляние жёппой" от апологета белой и пушистой лицензии - раз левый винил, то как бы можно прикрыть глаз на это. Это ж святой винил - ему можно всё. 
Про левые CD отпечатанные репликацией я давно не в курсе. Я их просто не видел. Ребята хотели издать свой альбом пару лет назад, в итоге оно на dj-pack с оффсетом и на CD-R получилось.
...В бум востребованности все линии под таким тотальным контролем СБУ были, что тебя начинали вести еще на этапе закупки оптического поликарбоната. Сейчас просто некому продавать даже небольшой тираж.
А вот винил почти наверняка уйдет. Какое то время на него мимо смотрели таможенники и заводам было похер на документы = куча левых переизданий старых ООP от всяких Миру Мир и иже с ними.
Audiophiles use phono leads because they are unbalanced people!
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
DeciBell
Участник
 
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 62
Репутация: 10
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 16:58
Цитата: разница в звучании одного и того же цифрового релиза выпущенного на CD, но в разных странах отличается (или может отличаться). При казалось бы одинаковой пропечатке питов и лэндов. Да, потому, что в некоторых странах издатели очень любят вторгаться в структуру материала и перемикшировать его ( Японцы, иногда Американцы ), зачастую добавляя не имевшиеся в фонограмме бонус-треки.
Цитата:Знаете откуда и где пираты покупают поликарбонат? Какой очистки? Какие станки используют пираты для работы? Какой алюминий для металлизации? Пираты не покупают материалы, закупками занимается завод. Аллюминий наносится на поверхность диска в виде эмульсии, методом штампа нельзя, разрушите систему дорожек на поликарбонатной основе. Я вас огорчу, но 24 каратное золото - маркетинговый ход, это просто эмульсия анодированного аллюминия, он жёлтого цвета, читается на однолучевых пикапах хуже т.к. коэфициент отражения меньше.
Цитата:Почему не используют при печати код IFPI, для пущей убедительности, что "левак", это не левак. Код Ifpi ( Международная Организация Защиты Прав Владельцев Фонограмм ), если он есть - прямое указание на конкретный завод, произведший данную продукцию и этот знак имеет юридическое свойство досудебного решения т.е. завод оправдаться не сможет и штраф будет назначен автоматически. Последующие обструктивные меры по отношению к нарушителю, также, последуют.
До 1997 года изготовитель имел право ставить маркировку Ifpi на "зеркале", но в связи с обстрившейся борьбой с пиратством с 1997 года для стран бывшего Варшавского Блока руководством Ifpi было издано предписание, обязывающее наносить данную маркировку исключительно тиснением на область монолайма с помощью сьемного модуля в пресс-форме ( лоудере ).
Цитата:Я так понимаю, при наличии отсутствия метрической системы измерений, статья интернето-дёрнуто-переводная?
Это описание технологии производства, независимо от метрической системы.
(Отредактировал 17-07-2025 в 17:12 DeciBell.)
|
|
|
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
DeciBell
Участник
 
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 62
Репутация: 10
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 17:39
На чем делают "кружочки"
Репликатор CD/DVD.
Трассировщик
Офсетный принтер
Финишер репликатора
Цитата:Это мы и сами загуглить можем. Интересен личный опыт своими словами.
Нужно емко и лаконично, а мемуары я не планирую издавать. Так, что, как есть.
Своими словами могу ответить на вопрос, если таковой возникнет.
Пресс-форма.
(Отредактировал 17-07-2025 в 18:10 DeciBell.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
DeciBell
Участник
 
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 62
Репутация: 10
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 18:22
Завод ( комплект технологического оборудования для производства ) никто не может купить по своему желанию. Производитель заключает контракт только после регистрации и одобрения Ifpi. Продать завод, как вещь тоже невозможно, можно отдать за вычетом производителю, любая продажа оборудования с последующим перемещением жестко контролируется. Завод не изнашивается и не выходит из строя т.к. находится на обслуживании производителя 24/7, исходя из круглосуточного цикла работы его компонентов. Линии производства на сленге называются - "нитки", от их количества зависит мощность завода.
Обструктивные меры:
В зависимости от величины "залета" к предприятию могут быть применены различные меры.
Самая крутая - снятие с обслуживания и блокирование программного обеспечения с последующим аннулированием корпоративных контрактов на поставку и рециклинг материалов. Про кредитно-банковские репрессии вопрос может решаться на правительственном уровне.
Цитата:Да я то все это видел на Уральском Электронном.
Я рад за вас. УЭМЗ был достаточно регулярным производителем неавторизованной продукции.
(Отредактировал 17-07-2025 в 18:36 DeciBell.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
    
Откуда: Харьков
Сообщений: 8 288
Репутация: 1273
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 18:53
DeciBell, пост #2386 - в топку. Это все есть в опред. источниках. За остальное- спаси бо.
Теперь вопрос (не обессудьте): что мы имеем в остатке? Какие релизы выпущены вами?
Плиз, пару наименований. DVD, не нужно.
И что ,это за хамство с вашей стороны, про " не унимаетесь".
И на последок...
То есть, заводу фиолетово, какую продукцию печатать?
Контрафактную, или законную?
И владельцы завода не несут никакой ответственности за распространение контрафакта?
Или они прикидываются " шлангами"?
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
DeciBell
Участник
 
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 62
Репутация: 10
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 20:30
Уважаемый Element, данное было написано в ответ на ваши бравые посты.
Цитата:если принять отражающие свойства рабочего слоя " законного CD " за 100%, то отражающая способность большинства "левака", только 80%. А через какое-то время уменьшается до критических 60%. Что на большинстве CD- плеерах может уже не читаться.
( ремарка: отражающая способность рабочего слоя CD- R свежего, из коробки и только что записанного, по отношению к 100%- ной отражающей способности нового брендового CD, в среднем равна 80%. Отражающая способность рабочего слоя CD- RW по отношению к описанному выше равна 60%.
Такие замеры производятся согласно СМ на контрольной точке RF сигнала сигнального процессора CD- плеера, или RF - усилителя).
Вот это, вы, откуда "подцепили"? Какие проценты? Какие замеры? Вы замеряли, чем, что бралось за основу, какие контрольные точки сигнала? Что вы пишете? Или предлагаете дискуссию на папуасский манер, потрясая копьями? Вы же взрослый, даже, я сказал бы - в возрасте человек, что за детский сад?
Не нужно усложнять, все проще, гораздо. Дело в лаке, который на любых дисках с течением лет начинает вести себя непредсказуемо и иногда даже тщательные условия хранения не помогают т.к. рецептов его немало, а как каждый из них себя поведет не знает даже разработчик, обещавший, что даже через 50 лет CD не потеряет своих кондиций.
Здесь упоминалось "гниение". Если в момент нанесения лакового слоя между диском и форсунками создается микровоздушная "интервенция", то мельчайшие воздушные пузырьки, покрытые лаком со временем образуют свищи. Лопнув, такие свищи открывают доступ воздуху непосредственно к аллюминиевому слою, что приводит к его деградации. Изначально купленный новый диск может нести на рабочей поверхности мелкие чёрные точки. Это и есть те самые пузырьки воздуха, которые потом превратятся в свищи.
С лаком можно "мудрить", это было известно в начале массового производства, его можно перепутать т.к. лак для покрытия CD и DVD отличается, как по пластике, так и по показателям светопроницаемости. С процессом покрытия и отверждения на линии сушки тожно можно "мудрить", прикрутив "фитилек" обдува и увеличив скорость движения ленты сушки под УФ лампой, что даст больше дисков "на выходе" и одновременно повысит риск через пару-тройку суток получить весь тираж назад со скандалом. Все неприятности, которые вы описали в 99% случаев - нарушение технологии финишной обработки тиража, а это бывает везде, оригиналы не исключение.
Заводы. Во первых владельцами производств абы кто не становился. Это были состоятельные люди либо при власти, либо - во власти, что с большинством производств в той же Москве и "имело место быть". Весь этот процесс предварялся открытием официального представительства IFPI и подписанием ряда государственных соглашений. Во вторых - на лицензии ни один завод окупить себя не мог бы т.к. наши западные партнеры не только "со скрипом" давали лицензии на выпуск, так и в готовой продукции заинтересованы совершенно не были - от слова - совсем. Значит рынок-потребитель это Россия и страны СНГ? а это, учитывая масштабы производства, стоимость продукции и покупательскую способность - не о чем. Заводы поставили, все хотят зарабатывать, а в результате - полное молчание партнеров и неясные перспективы. В 1997 году еще и Болгарию окончательно прикрыли, а к 2000 году только на территории Москвы и Московской области в состоянии работы было 12 заводов и конкуренты постоянно "дышали в затылок", а ведь еще Казань, Екатеринбург, в Сибири еще 6 заводов. Печатали пиратку все, потому, что выживать и зарабатывать хотелось, наверху то владельцы и "многозвездные крыши", после 2000 года атмосферу разрядили DVD, добавился еще один востребованный формат, заводы элементно докупили или апгрейдировали и до момента появления Blu-Ray все и двигалось.
Я выпускал DVD, компания называлась Greenray, по цвету лазера в пикапе. Если интересно - ищите.
Цитата:А может японский тех. процесс К2 от JVC, когда печать производится с прецезионных стеклянных матриц, действительно прогрессивен?
С "зеркала" тиражировать невозможно, это было в посте про технологию, который вы читать не хотите, потому, что все и так знаете, только судя по постам - никак усвоить не можете.
Про любимый винил тоже, порой, такое городите, наверно потому, что без разницы по каким принципам собирать коллекцию. Ракушки или галька с Геленджикского пляжа или пластинки - одинаково.
(Отредактировал 17-07-2025 в 20:42 DeciBell.)
|
|
|
|
Lexx200010
Ветеран
    
Откуда: Belarus
Сообщений: 720
Репутация: 58
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 20:41
Пиратская продукция на физ.носителях это "кот в мешке", и как частенько дохлый, с запашком. Есть у меня диски из 90-х и нулевых, которые в плане звучания слышимо хуже, даже рипов с лицензионных дисков с трекеров). Я уж не говорю про паузы между треками, где их не должно быть. С современными неофициальными релизами на пластинках думаю дела еще печальнее. Нет смысла это все Г покупать даже занедорого, ну только если из чувства ностальгии)) Кстати читаемость тех старых дисков как правило хорошее, а вот новодельные реплики часто такое себе, несмотря на красивый вид.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
    
Откуда: Харьков
Сообщений: 8 288
Репутация: 1273
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 20:47
(17-07-2025 20:30)DeciBell писал(а): Уважаемый Element, данное было написано в ответ на ваши бравые посты.
Вот это, вы, откуда "подцепили"? Какие проценты? Какие замеры? Вы замеряли, чем, что бралось за основу, какие контрольные точки сигнала? Что вы пишете? Или предлагаете дискуссию на папуасский манер, потрясая копьями? Вы же взрослый, даже, я сказал бы - в возрасте человек, что за детский сад?
Не нужно усложнять, все проще, гораздо. Дело в лаке, который на любых дисках с течением лет начинает вести себя непредсказуемо и иногда даже тщательные условия хранения не помогают т.к. рецептов его немало, а как каждый из них себя поведет не знает даже разработчик, обещавший, что даже через 50 лет CD не потеряет
Печатали пиратку все, потому, что выживать и зарабатывать хотелось, наверху то владельцы и "многозвездные крыши", после 2000 года атмосферу разрядили DVD, добавился еще один востребованный формат, заводы элементно докупили или апгрейдировали и до момента появления Blu-Ray все и двигалось.
Я выпускал DVD, компания называлась Greenray, по цвету лазера в пикапе. Если интересно - ищите.
Про любимый винил тоже, порой, такое городите, наверно потому, что без разницы по каким принципам собирать коллекцию. Ракушки или галька с Геленджикского пляжа или пластинки - одинаково. Если вы не понимаете, или " тупой", то я ничего не могу с этим поделать.
Объясняю : принимаем отражающую способность "законного брендового" CD за 100%.
Имеется такая штуковина как " сервис мануал" на любой CD - плеер. Где имеются контрольные точки для понимания причин возникновения неисправностей. Первая, она же главная контрольная точка находится на выходе радио- частотного усилителя с фото- матрицы лазерного пикапа. Обозначается она как RF out. Если лазерный пикап новый, кондиционный, то амплитуда RF cигнала в этой контрольной точке должна соответствовать амплитуде паттерна по СМ, при загрузке и считывании тестового CD ,бренда обозначенного в СМ.
В качестве такого тестового диска может быть использован любой CD с нормальным отражающим слоем, амплитуду паттерна которого принимаем за 100%.
Дальше, при желании, читайте в предыдущем моём сообщении.
Если амплитуда сигнала в этой контрольной точке отличается от данных по СМ, далее происходят все неприятности связанные с загрузкой и чтением CD в данном CD- плеере.
Дело все в том, что я специалист по ремонту таких ( всех) электронных компонентов.
И то, что вы пишите, что " дело в лаке", или в окислении алюминиевого покрытия,.....
то даже люди не знакомые с производством CD дисков, узнали об этих проблемах раньше вас, так- называемых " изготовителей".
Нужно всего лишь включить голову и поразмыслить что- к- чему.
Р.S. не нужно " уважаемый". И element , c маленькой буквы.
Хотите по- имени.... так я для всех- Юрий.
(Отредактировал 17-07-2025 в 21:22 element.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
operator
Ветеран
    
Откуда: "Город бесов"
Сообщений: 1 319
Репутация: 61
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
    
Откуда: Москва
Сообщений: 7 557
Репутация: 242
|
RE: И всё таки, ОНИ крутятся. Размышления о CD, LP и других физических носителях. / 17-07-2025 21:55
(17-07-2025 16:36)operator писал(а): Тогда там писали в аналоге на Бету.  Я лично писал на винт с цифровой кассеты на радио, ДВКАМ или Р-ДАТ уже не помню, (мне почему то запомнилось что ДВ, но не суть) ибо давно дело было (начало 2000х...), но точно не Бетакам СП.
Впрочем, такую копию иметь тогда было за счастье)))) Впоследствии включил несколько композиций оттуда в тест-диск для проверки Хай-Фай аппаратуры и гонял на нескольких международных выставках.
По поводу различий звучания СД написано очень много.... Не хочется тут влезать в тонкости всякие... Оно есть, несмотря на то, то контрольная сумма считанная на комппьютере будет одна и та же.
Причина - в воспроизведении. Чтение происходит аналоговым способом, как на грампластинке. Качество питов зависит как от отражающей поверхности так и от их формы. Если речь о самописных дисках (не штампованных), то записанные на разных скоростях имеют разную форму, на самой маленькой 1х питы почти прямоугольные, на 40х - яма или трапеция. В результате считывания на классическом односкоростном проигрывателе с малым буфером (который обеспечивает только трекинг) может накапливаться ошибка, которая интерполируется кусочно-линейным алгоритмом, в результате чего детализация звука падает. Я например отличаю звучание записей, сделанных на 1-2х от 4-8х и более. Это одна сторона.
Другая сторона заключается в том, что при подготовке СД разные студии используют разную технологию. Кто-то применяет аналоговое обрезание выше 40кГц для устранения проблем с половинной частотой дискретизации, кто-то не делает этого. И такие диски тоже звучат-по-разному.
Штамповка это лишь последняя миля....
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 16 Гость(ей)
|

|