Ноги растут издалека. Вот титанический труд 1940 года Евсея Израилевича Регирера. Тут есть всё об основах производства грамзаписи - от состава смеси для грампластинки, до данных прессов для изготовления конечного продукта. Советским инженерам была дана мощная основа.
Спасибо. Наверное была полезная книга для того периода (1940гг). В то время была эра шеллачных пластинок. До эры винила оставалось дожить ещё целых 10 лет. А до эры стереофонии на виниле, целых 18 лет.
Формула винилита в разных странах для печати пластинок была различной. Это целая история. С множеством проб и ошибок. С различными результатами по зашумлённости немой канавки и воспроизводимому частотному диапазону. Да и эволюция игл для считывания информации из звуковой дорожки происходила так же с изменением скорости воспроизведения на пластинках и изменением формулы материала для печати пластинок.
Я не могу знать всего о грам записи, о материалах игл и их геометрических размерах. А так же, об эволюции формулы винилита от 50 г прошлого века до наших дней. Но есть ведения из личных наблюдений и рабочие моменты.
По роду увлечения виниловыми пластинками, часто приходится заниматься их реставрацией-
-убирать с поверхности слышимые царапины и перескоки с дорожки на дорожку.
На некоторых пластинках из конца 50-х, начала 60-х, такую реставрацию сделать довольно трудно. Очень твёрдый материал применённый в пластинках из таких лет забирает много рабочего времени и труда.
Современный винилит ( как декларируют- чистый), так же отнимает много времени. Повредить поверхность этого мягкого материала легко.
(03-07-2025 09:58)element писал(а): Спасибо. Наверное была полезная книга для того периода (1940гг). В то время была эра шеллачных пластинок. До эры винила оставалось дожить ещё целых 10 лет. А до эры стереофонии на виниле, целых 18 лет.
Формула винилита в разных странах для печати пластинок была различной. Это целая история. С множеством проб и ошибок. С различными результатами по зашумлённости немой канавки и воспроизводимому частотному диапазону. Да и эволюция игл для считывания информации из звуковой дорожки происходила так же с изменением скорости воспроизведения на пластинках и изменением формулы материала для печати пластинок.
Я не могу знать всего о грам записи, о материалах игл и их геометрических размерах. А так же, об эволюции формулы винилита от 50 г прошлого века до наших дней. Но есть ведения из личных наблюдений и рабочие моменты.
По роду увлечения виниловыми пластинками, часто приходится заниматься их реставрацией-
-убирать с поверхности слышимые царапины и перескоки с дорожки на дорожку.
На некоторых пластинках из конца 50-х, начала 60-х, такую реставрацию сделать довольно трудно. Очень твёрдый материал применённый в пластинках из таких лет забирает много рабочего времени и труда.
Современный винилит ( как декларируют- чистый), так же отнимает много времени. Повредить поверхность этого мягкого материала легко.
По поводу старого винила и нового что лучше это вопрос не простой,технологии не стоят на месте.
Мягкий винил не значит что он быстрее,больше повреждается,наоборот-меньше.
Так же мягкий подразумевает "скользкий",а это меньше шума канавы.
У современного,оцыфрованного пользователя самые наибольшие требования к виниловому пласту это шум канавки,по этому у произв. и продаваторов совр винила все усилия направлены на эту часть.
Далее,у пользователей сложилось мнение,что виниловая пластинка(быстрее цифровая чем аналоговая) уже должна звучать так чтоб это выгодно отличало её от цыфрятины,а значит мяхко,тепло...
Вот таким выглядит цыфровой звук на виниловой современной пластинке,приглаженным,лакированным и прибитым ниже плинтуса DD.Цена ему 3 копейки в базарный день.
И ещё,как то выбирал пласты у одного чела,взял окуляр,всматривался,пласты почти идеальные,ни царапин,ни сёра мух,ничего.
Скупился,приезжаю домой,ставлю на програвач...ужос,шумят как на патифоне,видимо таким оралом,столько процарапано колл. раз,что от дорожки осталась скоблённая канава и виниловая пыль на дне зацементирована влагой.Короче в утиль,а так то да- пласты почти новые,конвертики пахнут духами,в целофанах.
Качество записей винила ссср, вообще никакое по сравнению с зарубежным. По этому, он ничего и не стоит сейчас и годится только для декоративного оформления тематических композиций. Это недоразумение и печаль, как и вся совдеповская аудиотехника.
Процесс изготовления винила, как самой пластинки, так и фурнитуры к ней (конверта, различных вложений в него и т.д.) - затратный и сложный, по сравнению с другими носителями, что и определяет его цену...За-то, пластинки ссср, были дешевле чем было покупать бобины, кассеты и источники воспроизводящие их. А другого и не было. По этому и много их продавали...купил винил (в среднем 2.50 руб.), а к нему проигрыватель 1-го класса за 120 руб. и слушай заслушайся. Не нужно было покупать дорогостоющую аудиокассету или бобину, а потом её нести записать в студию аудиозаписи за 5р.40 коп...
Качество записи винила стоит в самом последнем ряду его "достоинств" для коллекционеров, собирателей....большинство их, вообще не слушают винил, а запечатанный - распечатать боятся.Только наслаждаются чувством обладания, владения пластинкой, которая стоит каких-то больших денег. При желании, с помощью компьютерных программ, можно у себя дома добиться того звука, который тебя устравивает и какой ты хочешь...только с этим нужно повозиться (как и с проигрывателем винила)
Цитата:Наверное была полезная книга для того периода (1940гг). В то время была эра шеллачных пластинок. До эры винила оставалось дожить ещё целых 10 лет. А до эры стереофонии на виниле, целых 18 лет.
Все так. Но основы там реально фундаментальные. Уже все известно и про скатывающую силу и правильный угол захода и вылет иглы. И про то, что разные фирмы не раскрывают своих секретов по смеси. И сколько тонн нужно усилия для штамповки на прессе. И как записываются мастер ленты. Формулы, выкладки, обобщающие выводы. И вот кроме разницы моно - стерео, шеллак - винилит, особо отличий нет. Уже тогда, например, были электрические звукосниматели с отнюдь не стальными иглами. Все технологические приемы производства логплеев базировались на этом.
(02-07-2025 17:16)element писал(а): Хорошими заводами на отечественном пространстве от Мелодия я считаю : МОЗГ, Апрелевский з-д, Рижский з-д. Уж простите, не могу назвать хорошим заводом, Ленинградский. Качество релизов хромало очень сильно . Особенно в 80- е годы. Два остальных завода-, Тбилисский и Ташкентский, так- же имели не очень хорошие
записи. Но иногда, вполне себе слухабельные. Единственно, конверты прессов на этих заводах могли сильно разниться с оригинальными от МОЗГ, что делает эти релизы от Ташкентского, Тбилисского, отчасти Ленинградского и Рижского интересными находками для коллекционеров.
Московский Опытный Завод Грамзаписи был самым "молодым" в череде имеющихся в стране. Изначально он задумывался, как огромное тон-ателье, где готовился мастеринг для всех релизов "Мелодии", до 1985 года тиражи пластинок, производимых на нем были очень небольшими. Туда же и было завезено оборудование последнего поколения от Neumann, на котором и резались исходники по технологии DMM на которую полностью перешло производство с начала 80-х. В задачи инженерного штата МОЗГ входило обеспечение матрицами всех площадок производства Фирмы Грамзаписи. Никаких отдельных макетов полиграфии для тиражей именно на МОЗГ я не припомню.
baheba писал(а):По поводу старого винила и нового что лучше это вопрос не простой,технологии не стоят на месте.
Мягкий винил не значит что он быстрее,больше повреждается,наоборот-меньше.
Так же мягкий подразумевает "скользкий",а это меньше шума
Все правильно .
Но, в своём опусе я писАл о реставрации. А это значит, что мягкий винилит, который опасно (ОПАСНО!) трогать инструментами реставрации. Дорожка не держит форму со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Про звук пластинок изготовленных из такого чистого ( мягкого и пластичного) винилита:
при механическом считывании иглой информации с звуковой дорожки, результирующий звук не только трансформируется в электрический сигнал, но и получает звуковую составляющую при контакте иглы и звуковой дорожки при вращении пластинки. Эти звуковые составляющие можно услышать приблизив ухо к месту съёма информации и убрав громкость усилителя в "0".
Эти звуковые составляющие распространяются не только в воздух, но и внутрь виниловой пластинки. Все такие механические артефакты звучания звуковой дорожки " блуждают" в середине пластинки до конца ее проигрывания иглой катриджа.
И как раз такой мягкий, пластичный материал как "чистый винил", обладает повышенным демпфирующим свойством относительно гашения в середине пластинки этих механически снятых иглой, звуковой копии дорожки.
По- этому, все эти новые пластинки из чистого винилита ( virgin vinyl),звучат глуховато. Высокие частоты " впитываются" мягким материалом пластинки, демпфируются.
А с НЧ, всё в порядке.
По уровню шума.... такой чистый винил шумит значительно меньше,чем винилит по прежним формулам.
DeciBell, плиз, ответьте на вопрос о 40 релизах в Квадро. Откуда информация?
МОЗГ, задумывался как головное предприятие по подготовке к выпуску всеми заводами СССР, виниловой продукции. На нём готовились матрицы для печати и должны были рассылаться на все заводы. Так же, изготовлялись "макеты" для производства конвертов.
Замкнутый цикл производства имел лишь Рижский з-д ( ?)., с их новыми шведскими прессами.
Процесс и производство на МОЗГ продукции DMM начался с 1985 года. Мало того, один и тот же релиз мог быть сделан по технологии DMM, и так же по классической технологии через мастеринг и производство лакеров ( на лаковые диски и затем стемпферы).
Цитата:Отношение к релизам на Мелодия у меня соответствующее. Тем более, могу процитировать фразу, которую Вы, очевидно пропустили, или не поняли. Примерно так: эстрадным записям сделанным на пластинках фирмы Мелодия 80-х годов.
После этой цитаты я сделаю одну небольшую ремарку. Наверное, вам, со мной "не повезло". Я являюсь профессиональным музыкантом и имею достаточно приличный опыт записи в больших студиях, как в качестве элемента группы или оркестра, так и в качестве солиста. Относительно звукозаписи в СССР сложилась курьезная ситуация, когда технические процессы оказались заложниками политических и идеологических догм. В частности это коснулось и процесса звукозаписи. Следуя рекомендациям КП СССР звукорежиссеры должны были делать политически и морально правильные фонограммы.
- запись должна производится в одном акустическом обьеме.
- музыканты должны вести себя прилично, не кривляться в момент исполнения и не допускать провокационных выходок, говоря человеческим языком - запись должна исключать резкие и акцентированные перепады по громкости способные шокировать слушателей в момент проведения массовых мероприятий и без разницы, слушаете вы дома или находитесь в массовке при проведении мероприятий. Солирующий певец должен, также, соблюдать правила приличия при исполнении и не опускаться до демонстрации животных инстинктов, как то - резкие выкрики, нечленораздельные вокализы, идущие вразрез с образом культурного человека. Все эти - Come on? baby!! и другие буржуазные пережитки.
В общем, люди на записи должны играть и выглядеть, как культурный человек, выбритый и в костюме, а не все, это, ваше безобразие и бесстыдный карнавал. В целом запись, представляемая комиссии должна быть ровной, приличной и идеологически выдержанной.
И вся эта радость, транслируемая райкомами, Горкомами " и Министерством Культуры работала, примерно до 1982 года.
(03-07-2025 15:01)DeciBell писал(а): Туда же и было завезено оборудование последнего поколения от Neumann, на котором и резались исходники по технологии DMM на которую полностью перешло производство с начала 80-х.
Насколько я помню , первые упоминания о DMM появились в союзе во второй половине 80-х или даже ближе к их концу . И это были лицензионные релизы . О DMM на советских релизах не слышал , по крайней мере на конвертах никакой информации о применении этой технологии не было . Возможно они мне просто не попадались ?
Цитата:DeciBell, плиз, ответьте на вопрос о 40 релизах в Квадро. Откуда информация?
Поверьте, источники проверенные. И нужно понимать какой формат интересен вам? SQ или CD-4?
Цитата:Насколько я помню , первые упоминания о DMM появились в союзе во второй половине 80-х или даже ближе к их концу . И это были лицензионные релизы . О DMM на советских релизах не слышал , по крайней мере на конвертах никакой информации о применении этой технологии не было . Возможно они мне просто не попадались ?
Информация на лейбле или конверте пластинки присутствует достаточно редко. Смотрите матричные номера, неважно классики это или эстрады, позже могу выложить пример.
Из примеров использования технологии DMM фирмой "Мелодия" сразу приходит на ум вот этот:
Цитата: Так же, изготовлялись "макеты" для производства конвертов.
Замкнутый цикл производства имел лишь Рижский з-д ( ?)., с их новыми шведскими прессами.
Это предположение, надеюсь? Зачем вы задним числом оставили без работы сеть типографий ФГМ? И зачем "замкнули" Рижский Завод? Матрицы для прессов Рижского завода делались в Москве, другое дело, что тиражи РЗГ были существенно меньше, чем на Апрелевке и Ленинградском заводе, поэтому и часть экспортных прессов и, вообще, продукция прибалтов была более качественной именно потому, что матрицы технически отрабатывали именно свой ресурс, а не "пахали" до полного износа.
И почему же " мне с Вами не повезло"?
В том аспекте, что вы живёте в Питере?, а я до недавних пор жил в Харькове? Ничего, вернусь!
Конечно, Харьков не чета Питеру. Уездный город, хоть и с 2-х миллионным населением был.
Снабжение Харькова было не такое как Москвы, или Питера.( я сейчас имею в виду жизнь в СССР до 90-х годов). И имею в виду поступления виниловых пластинок в торговую сеть.
Мало было пластинок. Всё хорошее распределялось по- своим.Из дефицита, то что доходило в торговую сеть так же продавалось нуждающимся. Часто, из магазина из- под- полы с переплатой. Сравните с оборотом того же в столице. В Питере тоже много чего в продаже,что было в Москве, не приходило. Знаю эту ситуацию.
"Не повезло", что Вы сессионный музыкант, часто выступающий солистом?
Ну и что из этого следует? Я тоже порядка 15 лет работал лабухом, но не акцентирую на то, что имею " золотые уши".)))))
Повезло вам уж точно в том, что Вы приобрели два тома Гришина. Завидую белой завистью. У меня этих книг нет. Но зато (пока) есть многие другие бумажные источники информации. Зсрубежные издания. И я нормально ориентируюсь в том море виниловой продукции, к которой имею интерес.
Всё же, поясните, что вы имели в виду называя 40 релизов в формате записи квадро.
Здесь мне лично непонятно, квадро - релизы каких стран. Или вы имели в виду только Британию, или штаты. А может быть, Югославию, или Чехословакию? В сумме релизы всех стран?, или какой- то одной страны? ПишИте, что ваша информация из достоверных источников, не нужно раскрывать Ваш источник, расскажите откуда такие сведения.
Если вы имели в виду квадро в СССР, то только один релиз- Фольк- группа Яблоко.
И ещё...
А какой вариант квадро релизов Вы имеете в виду? CD4, или SQ ?
Да, к сожалению, это большое сообщение написанное Вами, не относится к теме физические носители. Музыкант и музыкант. В данном случае, это виниловая пластинка. Плюс в том, что рассказали о себе. Спасибо.
Farol писал(а):Это релиз Ю. Антонова 1986 года . Есть DMM релизы Мелодии начала 80-х ?
Тех процесс DMM в СССР начал внедряться примерно с 1985 года.
Известные мне пластинки, выполненные по этой технологии от 86 года и позже.
Было еще много релизов DMM, но не припомню какие, каких лет и каких заводов.
В какой- то из сопутствующих тем, это обсуждалось плотно.
(03-07-2025 15:27)DeciBell писал(а): Я являюсь профессиональным музыкантом и имею достаточно приличный опыт записи в больших студиях, как в качестве элемента группы или оркестра, так и в качестве солиста.
Ну, раз уже пошёл такой разговор, осмелюсь спросить (конечно же, это не есть секретом, но... ответа, как обычно, не будет по известной причине, хотя хотелось бы ошибаться): В каких конкретно студиях записывался и какие конкретно группах и оркестрах? При этом, на каких музыкальных инструментах играл (чтоб услышать их в исполнении автора). Какая музыка, песни и т.д....были выпущены после этого? (чтоб найти и послушать)
Такие вопросы, потому что ОЧЕНЬ любопытно и хотелось бы послушать эти шедевры ставшие причиной гордиться на этом форуме, ждёмссс. За ранее, благодарю. Огромное спасибо!
(03-07-2025 15:27)DeciBell писал(а): Следуя рекомендациям КП СССР звукорежиссеры должны были делать политически и морально правильные фонограммы.
И вся эта радость, транслируемая райкомами, Горкомами " и Министерством Культуры работала, примерно до 1982 года.
Суслов конечно был ещё тот аскет , но "политически правильная фонограмма" несколько удивила . Насколько этому соответствовал релиз Тухманова "По волне моей памяти" 1976 года или творчество Ю. Антонова, представленное на многочисленных миньонах того периода ?
(03-07-2025 15:27)DeciBell писал(а): После этой цитаты я сделаю одну небольшую ремарку. Наверное, вам, со мной "не повезло". Я являюсь профессиональным музыкантом и имею достаточно приличный опыт записи в больших студиях, как в качестве элемента группы или оркестра, так и в качестве солиста. Относительно звукозаписи в СССР сложилась курьезная ситуация, когда технические процессы оказались заложниками политических и идеологических догм. В частности это коснулось и процесса звукозаписи. Следуя рекомендациям КП СССР звукорежиссеры должны были делать политически и морально правильные фонограммы.
- запись должна производится в одном акустическом обьеме.
- музыканты должны вести себя прилично, не кривляться в момент исполнения и не допускать провокационных выходок, говоря человеческим языком - запись должна исключать резкие и акцентированные перепады по громкости способные шокировать слушателей в момент проведения массовых мероприятий и без разницы, слушаете вы дома или находитесь в массовке при проведении мероприятий. Солирующий певец должен, также, соблюдать правила приличия при исполнении и не опускаться до демонстрации животных инстинктов, как то - резкие выкрики, нечленораздельные вокализы, идущие вразрез с образом культурного человека. Все эти - Come on? baby!! и другие буржуазные пережитки.
В общем, люди на записи должны играть и выглядеть, как культурный человек, выбритый и в костюме, а не все, это, ваше безобразие и бесстыдный карнавал. В целом запись, представляемая комиссии должна быть ровной, приличной и идеологически выдержанной.
И вся эта радость, транслируемая райкомами, Горкомами " и Министерством Культуры работала, примерно до 1982 года.
Немного рассмешили своими "рекомендациями СССР":megalol:.
Вообще БСО всегда записывается "В одном помещении" студии если это коллектив например радио и телевидения,отдельные кабинки для групп оркестра практивовал Гаранян вечно недовольный тем что получалось в итоговой записи и сравнении с живым звуком который он наблюдает с дирижёрского помоста.
По "кривляниям",такое ощущение что имеем дело с детками яслей,это же взрослые люди с какого перепугу во время записи они должны кривляться?
По "выкрикам":o,строго говоря любое произведение регламентируется установленными композитором знаками определяющими динамические оттенки полотна."Выкрикам" тоже уделено внимание,называется Sforzando!
По костюмам в карнавальном виде...если мы слушаем, смотрим концерты берлинского и пражского оркестров,неужели там музыканты одеты во шо попало(?),по-мойму они все во фраках,женщины в строгих бело-чёрных тонах.
Откуда такая избирательность у ЦК КПСС,это ж мировая практика пришедшая именно с запада сначала в царские покои(поскольку все романовы были немцами),ну а потом уже на челябинский вагонный завод,где во время обеденного перерыва замазанных мазутом рабочих пытали музыкой Шнитке.Но оркестранты строго придерживались концертной формы за которую отвечала костюмер коллектива.
(03-07-2025 22:07)Farol писал(а): Суслов конечно был ещё тот аскет , но "политически правильная фонограмма" несколько удивила . Насколько этому соответствовал релиз Тухманова "По волне моей памяти" 1976 года или творчество Ю. Антонова, представленное на многочисленных миньонах того периода ?
Так можно же наблюдать сейчас в Ютьюбе концерты 60-80 гг. в том числе мировых коллективов любых жанров музыки,все прилично одеты в одежду выдержанную в том стиле которую представляют как время,так и сама идеология жанра.
Да,в 70-е немного запестрило,но и время ж было такое бунтарское и конечно по эту сторону железного занавеса это не пропускалось исключительно по политическим целям.
С другой стороны и самого веяния того западного искусства здесь не наблюдалось,именно поэтому советская публика после рухнувшего забора колючей проволоки с рыданиями воспринимала рОковые группы известные тогда в массовом искусстве и культуре.Взрослые мужи буквально рыдали когда наконец увидели живьём уже повзрослевших дядек Пинк Флойд и пр. на которых в 70- буквально молились.
И к месту вспомнить Е. Фурцеву, и 70- е годы ", когда это все начиналось..."
Примерная цитата:
И вся это "радость", транслируемая горкомамии обкомами тянулась примерно до 1982 г.
Ага, расскажите об этом В. Ободзинскому, А. Ведищевой, Л. Мондрус, Павлу Леонидову, Т. Миансаровой, ...... и многим другим, попавшим "под жернова".
В Харькове была такая организация, как ХОМА. Без одобрения которой не утверждался репертуар выступлений исполнителей.
Цитата:а я до недавних пор жил в Харькове? Ничего, вернусь!
Безусловно, вернетесь. Был в вашем родном городе несколько раз, всегда, почему то в июле. На память приходит соленое мороженное "Шахтерское" и сталинская застройка города. Красивый город.
Цитата:не акцентирую на то, что имею " золотые уши".
Никогда не понимал этого термина и про себя такого не писал. У меня свои отношения с явлением "звук" и музыкальными пристрастиями, уши ничем не отличаются от ваших, а суждения о "правильности звука" у меня, как и у любого слушателя - свои, не агитирую присоединяться.
Цитата:Всё же, поясните, что вы имели в виду называя 40 релизов в формате записи квадро.
Скорей всего их больше, но натыкался на информацию о совокупном количестве подготовленных в 70-х релизов, правда SQ или CD-4 не знаю, никогда не интересовали эти эксперименты.
Цитата:Повезло вам уж точно в том, что Вы приобрели два тома Гришина.
Гришин подарил мне свою работу, познакомились в Клубе Коллекционеров Ленинграда, я там состою с 1983 года. Источники я показал в виде фото, в них есть упоминания об этой продукции и примерном количестве релизов по состоянию на 1973 год.
Цитата:на каких музыкальных инструментах играл
Мой инструмент - труба. Для себя сделал выбор между исполнительством и преподаванием - в сторону преподавания, работал в Музыкально Школе более 10 лет. На записи приглашали коллеги. Писался на студии /Гостелерадио в Ленинграде ( она располагалась на ул.Ракова ), с оркестром в основном музыка к фильмам и телеспектаклям, фонограммы для группы "Фраки напрокат", писался у Андрея Тропилло ( группы "Союз ЛМР" и "Пять Углов" ).
Цитата:хотелось бы послушать эти шедевры ставшие причиной гордиться на этом форуме,
Это не предмет гордости, это работа и информация для знакомства. Вы неправильно понимаете посыл. Если человек что то ремонтирует или, например, создает с нуля - он об этом пишет и это никого не удивляет. Я играл, об этом и написал.
Цитата:Немного рассмешили своими "рекомендациями СССР"
В сети много информации от известных звукорежиссеров ( например Йотко ), интервью или бесед с ними, я просто пересказал несколько своими словами смысл их рассказов.
Цитата:"Выкрикам" тоже уделено внимание,называется Sforzando!
Sforzando - исполнительский штрих, к пению не имеет никакого отношения.
Цитата:Вообще БСО всегда записывается "В одном помещении" студии если это коллектив например радио и телевидения
Имел в виду эстрадные записи. Запись в "одном обьеме" - терминология звукорежиссера.
Многодорожечный исходник, где разные группы инструментов записываются с разной глубиной реверберации и позже сводятся в стерео. Хороший пример ELO-Time, где есть композиции, демонстирующие сведенный стерео-микс дорожек, записанных в 5 разных акустических обьемах.
Цитата:концерты 60-80 гг. в том числе мировых коллективов любых жанров музыки,все прилично одеты в одежду выдержанную в том стиле которую представляют как время,так и сама идеология жанра.
Ага, особенно если смотреть на Slade, Sweet, Alice Cooper и бесчисленное количество попсовиков и рокеров очень "изысканно" одетых.
Цитата:В Харькове была такая организация, как ХОМА. Без одобрения которой не утверждался репертуар выступлений исполнителей.
Немного не так. Вы составляли пространный документ, где были тексты и порядок исполнения. На жаргоне назывался "литовка". Принимала комиссия, состоявшая из представителей МинКульта, профкома и парткома. Ваши примеры неудачны, указанные артисты пели правильные тексты ( в большинстве своем ) но неправильно вели себя в идеологическом смысле и достаточно свободно в быту, за что и были подвергнуты обструкции.