Все же здесь напишу про "Зенит", имеется в виду самый распространенный шторный зенит-е, зенит-в и их последующие модификации.
Все основано на моем личном опыте эксплуатации этих аппаратов и ремонта.
1. Для начала о
затворе аппарата. Наверное самая важная часть. Для зенита за осову был взят затвор знаменитой Leica, разработанный примерно в конце 20-х голов прошлого века. Ставить такой анахронизм в аппарат во второй половине века это опрометчиво, особенно пытаться адаптировать его под зеркальный аппарат. Затвор в принципе не способен был отработать выдержку короче 1/1000, а в советском серийном исполнении и ее не решились оставлять. Собственно уже и с 1/500 фотоаппарат справлялся плохо из-за механизма подъема зеркала, механически связанного с затвором. Со временем затвор переставал полностью крыть кадр на на 1/50, потом и на 1/250. Ремонт и регулировка лишь немного продлевали агонию. Выдержки длиннее 1/25, в этот аппарат так и не стали встраивать.
Про сильный удар зеркала и самого затвора, можно даже и не упоминать. Разоаботчики аппарата об этом вообще не думали.
2.
Взвод затвора осуществлялся курком, но угол его вращения был больше 180 градусов. Фактически нужно было взводить аппарат двумя руками в встречном движении. Значит был совершенно невозможен взвод аппарата не отрываясь от видоискателя
3.
Протяжка пленки Фрикцион пластиковой приемной кассеты на морозе часто отказывался работать. В итоге пленка рвалась по перфорации и не протягивалась. Если не следить за колесиком подающей катушки, то можно было так все и щелкать на первый кадр.
4.
Фокусировочный экран По которому собственно шла наводка на резкость, был самым примитивным до конца 70-х годов. Но и потом по качеству он на две головы был хуже чем даже в ГДР-овских аппаратах.
5. Толкатель
прыгающей диафрагмы как и соответствующая версия объектива появился тогда же. К стати, этот объектив был долго единственным массовым отечественным объективом для этого аппарата. Потом появились ширик Мир-20М и телевик Юпитер-21М. зум Гранит-11М. Они были редки и очень дорогие. Дороже фотоаппарата.
6.
Кнопка спуска затвора Ход Тугой и непредсказуемый, идет неравномерно ни когда не прочувствуешь момент срабатывания. Поэтому часто ее нажимали резко, при этом дергался сам аппарат.
7.
Видоискатель, точнее видимое в нем поле поле. В видоискатель видно было лишь 67% будущего кадра. и не от центра кадра равномерно, а так, непредсказуемо индивидуально для каждого аппарата То есть построить композицию через видоискатель было нельзя. А при кадрировке в увеличителе, терялось почти половина полезной площади кадр. Учитывая зернистость пленки и не высокое разрешение оптики, такие потери дорого обходились. Причем понять причину плохого построения кадра, фотолюбитель зачастую самостоятельно не мог. Ни где о проблеме не писали, а самостоятельно выводы новички не могди сделать. Кроме совсем уж явного случая, как мне попался аппарат, который головы срезал.
Ко мне как-то уже в нулевые обратилась за консультацией девочка, из нашего института культурки. Там фотосъемка на пленочный аппарат была обязательной. "Вот" - говорит, "преподаватель критикует мою композицию. В чем у меня проблемы?" А печатали в фотолабах, полностью кадр. Я и сам уже отвыкнув от зенита, начал что-то там объяснять, и вдруг заметил везде одну тенденцию. "А чем снимаешь?", - спрашиваю. -"Да зенитом, нам преподаватель его советует". "Дурак" - говорю "ваш преподаватель".
8. С кажется 1980г Зениты стали производится на Вилейском заводе.

основная масса аппаратов. Качество аппаратов упало в разы. Все гарантийки ими были завалены. И люфты везде были повышены и клей не правильный стали для шторок применять вместо Щелачног. Склейка ползла со временм и шторку перкашивало. И даже пластик на конце рычага взвода, был на столько дерьмовый, что через несколько лет выкрашивался. Под стать этим аппаратам были и объективы производимые для них Валдайским заводом.
Короче что-то хорошее снять зенитом было или нельзя, или просто чудо должно было произойти. Хорошо что в те годы уже были доступны ГДР-ровские Praktica. Ресурс у аппаратов был не очень большой (порядка 10 тыс кадров), но любителям это было не страшно, ведь снимали на пленку. 300 пленочек далеко не каждый за свою жизнь настрелять мог
А Зенит оказался самыми массовой зеркалкой в мире. Продавался везде, даже в США. Вмдел в кино им полицейские работали. Стоял он порядка 20$ то есть это была самая доступная зеркалка.
Но сравнивать его с японскими или даже ГДРовскими, я даже не буду, так это было несравнимо хуже.
Однако не все и не всегда так печально обстояло с совковой фоттехникой. Но об этом потом
"Образования у меня никакого, то есть, высшее техническое" (М. Жванецкий)