Билл Эванс стал для меня лично "переломным этапом" к более авангардному джазу, но только после того, как я въехал в самые поздние его альбомы - а они сильно отличаются от ранней эвансовской лирики...
всё началось с альбома "The Paris Concert, Edition One & Two" - в нем уже лирика идет лишь отдаленными "призвуками", а вся музыкальная ткань балансирует на грани модального джаза и свободного современного академизма.
после этого альбома (и некоторых других поздних его работ), которые я прослушал в свое время изрядное количество раз за пару месяцев, многое в сознании относительно джаза "сдвинулось" и то, что раньше казалось непонятным, вдруг "зашло" мгновенно и "на ура"...
тот двойной альбом Эванса так до сих пор и остался для меня непререкаемой вершиной его творчества... "Эверестом" фортепианного до-авангардного джаза.