"Весна священная" прослушана за всё время - от первого до последнего случая - наверное минимум в пяти-шести разных версиях. в советское время на Мелодиевской пластинке, естественно, в советском исполнении, потом было просмотрено несколько версий балета - и давно, и недавно (последняя версия - на юбилей парижской премьеры - показывал канал Культура - с Гергиевым за пультом), впечатления от разных версий и постановок были действительно разные, хотя и не настолько уж сильно, чтобы одни совсем отвергать, а другие - превозносить... разве что необычайно впечатлила недавняя джазовая версия "Весны..." в исполнении очень известного трио The Bad Plus - причем это были не отрывки, а полная версия - целый альбом.
надо сказать, в юношеском возрасте музыка не впечатлила - сама по себе, а балет как раз вызвал массу положительных ассоциаций, эмоций и мыслей. потом постепенно происходило "выравнивание" ощущений. теперь этот балет "живет" в сознании как бы сам по себе, а музыка - сама по себе.
эта музыка - либо отталкивает от себя (если нет в душе свойственности к такому музыкальному нерву), либо буквально "тащит за собой" - до такой степени, что вдруг временами появляется желание "остановить музыку" - она насыщенна настолько, что хочется временами сделать паузу и немного "переварить" услышанное - я так и делал когда-то.
с балетом такого эффекта, естественно, нет - поскольку действие "оттягивает" часть внимания на себя. но вообще эта музыка самодостаточна и сама по себе, и с балетом.
постановка Мориса Бежара традиционная, но совершенно блестящая, постановка Пины Бауш безумная, но гораздо более выразительная. постановку, сделанную в Большом, вроде бы максимально полно восстанавливающую хореографию Нижинского, я не видел, но очень хотелось бы увидеть.