порой после прослушивания новых работ известных исполнителей тянет немного вернуться к работам не самым новым, но навевающим определенные ассоциации...
так после мимолетного знакомства с альбомом "Azure" дуэта Мэрилин Криспелл - Гэри Пикок (превосходной работой) как-то рука сама потянулась к сольному проекту Криспелл 2008 г. под названием "Vignettes"... переслушать и сказать пару слов о музыке и исполнительнице.
...да, Криспелл в последние полтора десятилетия заслужила звание изысканного, прихотливого, интелллектуального и в то же время лиричного композитора. вот только ее лирика не имеет совершенно ничего общего с классически джазовой, той, что идет от стандартных, вечнозеленых тем. Криспелл – наследница не Гершвина, а скорее Шостаковича… не зря все западные обозреватели говорят не просто о лиризме в ее стиле, а о некоем «новом лиризме»…
этот самый «новый лиризм» полностью лишен сентиментальности и даже чувственности – это некий чисто интеллектуальный лиризм. Мерилин пришла к нему после того, как до 28 лет играла чистую академическую современную музыку, а потом увлеклась крайним импровизационным, агрессивным авангардом. слушая ее проекты уже XXI века, кристально прозрачные, неторопливые и логичные, трудно даже представить себе, что еще не так давно она предпочитала энергию чистого хаоса и необузданных музыкальных эмоций - она ведь кроме прочего еще 10 лет отыграла в квартете Энтони Брэкстона! такая вот метаморфоза...
впрочем те, кто неплохо изучил продукцию ЕСМ, должен представлять себе, что именно может играть Мерилин Криспелл – у нее это уже далеко не первый и не последний альбом на этом лейбле. принципиально они мало отличаются, разве что этот – фортепиано соло... да, и еще он постоянно колеблется между свободным импровизационным джазом и чисто умственной академической абстрактной музыкой. я бы еще назвал это сильно "охлажденной" версией сольного Кейта Джаррета. однако, в отличие от Джаррета, Криспелл рассказывает нам не свои ЭМОЦИИ, а свои ИСТОРИИ, почти визуально оформленные музыкой. очень красивые истории, кстати. но тем, кто предпочитает в звуках драматизм и страсть, пожалуй, может быть и скучновато. выбирайте.