АЧХ слуха - как составляющая качества аудиотракта
|
Автор |
Сообщение |
ПАН_П
Ветеран
    
Откуда: Полтава
Сообщений: 233
Репутация: 59
|
RE: АЧХ слуха - как составляющая качества аудиотракта / 27-12-2014 19:41
Многие это знают, но надеюсь, что кому-то из гостей ветки будет интересно...
Высота звука. Высота музыкального звука тесно связана с частотой, но не тождественна ей, поскольку оценка высоты звука носит субъективный характер. Так, например, установлено, что оценка высоты одночастотного звука несколько зависит от уровня его громкости. При значительном повышении уровня громкости, скажем на 40 дБ, кажущаяся частота может уменьшиться на 10%. На практике эта зависимость от громкости не имеет значения, поскольку музыкальные звуки гораздо сложнее одночастотного звука.
В вопросе о взаимосвязи между высотой тона и частотой более существенно другое: если музыкальные звуки состоят из гармоник, то с какой частотой ассоциируется воспринимаемая высота звука? Оказывается, что это может быть и не та частота, которая соответствует максимальной энергии, и не самая низкая частота в спектре. Так, например, музыкальный звук, состоящий из набора частот 200, 300, 400 и 500 Гц, воспринимается как звук высотой 100 Гц. То есть высота звука ассоциируется с основной частотой гармонического ряда, даже если ее нет в спектре звука. Правда, чаще всего основная частота в той или иной мере в спектре присутствует.
Говоря о соотношении между высотой звука и его частотой, не следует забывать об особенностях человеческого органа слуха. Это особый акустический приемник, который вносит свои искажения (не говоря уже о том, что существуют психологические и субъективные аспекты слуха). Ухо способно выделять некоторые частоты, кроме того, звуковая волна претерпевает в нем нелинейные искажения. Частотная избирательность обусловлена различием между громкостью звука и его интенсивностью. Труднее объяснить нелинейные искажения, которые выражаются в появлении частот, отсутствующих в исходном сигнале.
Нелинейность реакции уха обусловлена асимметрией движения различных его элементов. Одной из характерных особенностей нелинейной приемной системы является то, что при возбуждении ее звуком с частотой f1 в ней возбуждаются гармонические обертоны 2f1, 3f1, ..., а в некоторых случаях и субгармоники типа 1/2 f1. Кроме того, при возбуждении нелинейной системы двумя частотами f1 и f2 в ней возбуждаются суммарная и разностная частоты f1 + f2 и f1 - f2. Чем больше амплитуда исходных колебаний, тем больше вклад "лишних" частот. Таким образом, в силу нелинейности акустических характеристик уха могут появиться частоты, отсутствующие в звуке. Такие частоты называются субъективными тонами. Предположим, что звук состоит из чистых тонов частот 200 и 250 Гц. Из-за нелинейности отклика дополнительно появятся частоты 250 - 200 = 50, 250 + 200 = 450, 2 х 200 = 400, 2 х 250 = 500 Гц и т.д. Слушающему будет казаться, что в звуке присутствует целый набор комбинационных частот, появление же их на самом деле обусловлено нелинейной реакцией уха.
Когда музыкальный звук состоит из основной частоты и ее гармоник, очевидно, что основная частота эффективно усиливается разностными частотами. Правда, как показали исследования, субъективные частоты возникают лишь при достаточно большой амплитуде исходного сигнала.
С наступающим Новым Годом всех!!!
(Отредактировал 27-12-2014 в 19:42 ПАН_П.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Сообщения в этой теме |
RE: АЧХ слуха - как составляющая качества аудиотракта - ПАН_П - 27-12-2014 19:41
|
Пользователи просматривают эту тему:
|

|