Поговорим о классике.
|
Автор |
Сообщение |
Андрей Стельмах
Постоялец
  
Откуда: КИЕВ
Сообщений: 654
Репутация: 255
|
RE: Поговорим о классике. / 15-11-2013 20:30
Уважаемый penderecki ! Вы затронули хорошую тему. Спасибо.
Итак, думаю, для начала следует отбросить вопросы исполнительства, и сосредоточиться лишь на композиторском аспекте. Давайте проанализируем первую часть.
Название сочинения- "Соната для фортепиано". Исходя из этого названия должно следовать, что сочинение написано в СОНАТНОЙ ФОРМЕ
Как известно, СОНАТНАЯ ФОРМА , кроме аспектов драматургии, требует особого построения музыки, в частности сонатное аллегро (первая часть) должна делится на три равноправных во времени раздела: ЭКСПОЗИЦИЮ РАЗРАБОТКУ и РЕПРИЗУ
В свою очередь, в ЭКСПОЗИЦИИ должны быть представлены ГЛАВНАЯ ТЕМА и ПОБОЧНАЯ ТЕМА . Иногда, между ними есть СВЯЗУЮЩАЯ ТЕМА
В РАЗРАБОТКЕ - ГЛАВНАЯ , СВЯЗУЮЩАЯ и ПОБОЧНАЯ темы разрабатываются: Сопоставляются, противопоставляются , сливаются в контрапункте . При этом - постоянно меняется тональный план.
И в РЕПРИЗЕ - одна из тем (чаще всего ГЛАВНАЯ ТЕМА ) доминирует над остальными. Именно здесь эта доминирующая тема предстает во всей красе, и со всей мощью!
Собственно, это краткое описание структуры СОНАТНОЙ ФОРМЫ
Возвращаясь к "Сонате №2" Д.Д. Шостаковича, мы видим, что никакой сонатной формы в ней нет. В данном сочинении представлены две темы (условно назову тема №1 и тема №2 ) . Если тема №1 , опираясь на свою красочность, яркость, интенсивность может называться ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ, то тема №2 на роль ПОБОЧНОЙ ТЕМЫ - не тянет.
Структуры традиционной сонатной формы в данном сочинении - нет вообще. Нет ни разработки ни репризы.
Все сочинение строится (в основном) на теме №1 , при этом , сама тема , несмотря на многочисленные проведения - так и не подверглась трансформации. Ни в тональном плане, ни в композиционном, ни в пианистическом. Поэтому , говорить про драматургию данного сочинения - лично мне весьма сложно.
Именно поэтому, лично для меня остается неразрешенным следующий вопрос: Почему Дмитрий Дмитриевич назвал это сочинение "Сонатой"
МУЗЫКА - ЭТО ЗВУКОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕЛОДИКИ, РИТМА, ГАРМОНИИ И ФОРМЫ, ПОДЧИНЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЗАМЫСЛУ.
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|

|