|
|
Поговорим о классике.
|
| Автор |
Сообщение |
penderecki
Ветеран
    
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Поговорим о классике. / 19-06-2013 14:03
Каждый человек на протяжении жизни по разному воспринимает любое произведение искусства, мало того, это отношение очень часто меняется, так как оно (искусство) апеллирует к чувствам, интеллекту и не может быть воспринято однозначно.
Именно по этому, так неоднозначно в музыке отношение к заимствованию (прямому или косвенному) цитат из музыкальных произведений различных композиторов.
Большинство композиторов использовали в своем творчестве подобный метод. Из первых, кто приходит на ум: в Сонате Чайковского прямые цитаты из Сонаты Шумана, Восьмая симфония Бетховена – в финале цитата из «Маленькой ночной серенады» Моцарта, Брамс – Вариации на тему Гайдна, Регер – Вариации на тему Бетховена и т. д., все не перечесть.
Андрей упомянул Шостаковича и его знаменитую монограмму. В Первом скрипичном концерте в финале после «еврейской» темы у солирующей скрипки звучит ярковыраженный мотив из четырех нот, который по интонации воспроизводит монограмму композитора DSCH (инициалы на немецком языке D. SCHostakovitsch, то есть - ре, ми бемоль, до, си). Это, своего рода, печать, тайный знак, встречается далее в других, самых близких сочинениях, например в Десятой симфонии и Восьмом квартете данный шифр занимает центральное место в музыкальной драматургии всего произведения. Эта тема-автограф принимает различные формы, изменяя характер музыки, пронизывая всю ткань сочинения, но остается узнаваемой.
В его же Пятнадцатой симфонии в партитуру мастерски вплетены прямые цитаты из Шестой симфонии Бетховена, «Кольца» Вагнера, увертюры Россини «Вильгельм Телль».
Пожалуй, в финале Виолончельного концерта, Шостакович превзошел сам себя, используя своеобразно замаскированную цитату из грузинской «Сулико»! Даже Ростропович, играя партию виолончели не смог сам это заметить, только после указаний Шостаковича.
У композиторов, близким нам по времени, цитирование и заимствование становится едва ли не основным приемом сочинительства, иногда довольно навязчивым. Айвз цитирует слишком много Бетховена, Баха и Брамса, Шнитке – Моцарта, Гайдна особенно в Concerto Grosso и в других сочинениях, Денисов использует монограмму DSCH, и др. Далеко не все из этих попыток привели к действительно интересному, значимому художественному результату. Словно показывая, что наличие даже знаменитой цитаты, вплетенной в музыку, еще абсолютно не означает качества, действенности полученного результата. В большинстве своем оставаясь своеобразной пустой карикатурой и пустышкой.
|
|
|
|
| Сообщения в этой теме |
RE: Поговорим о классике. - penderecki - 19-06-2013 14:03
|
Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)
|

|